Архитектурная реформа середины 1950-х годов не могла не отразиться на монументальном искусстве. Отказ от «излишеств» и переход на индустриальное строительство резко переключил советскую архитектуру с модернизированного историзма на интернациональный модернизм; принцип же синтеза искусств, один из важнейших в советской эстетике, остался в силе. Он даже стал еще более актуальным: большие ровные плоскости новых построек требовали заполнения.
Оказалось, что мозаику можно делать из дешевых материалов — керамики, простого камня, больших кусков цветного стекла, а другие техники, такие как сграффито или фигурная выкладка кирпича, могут быть совсем недорогими.
Необходимость стилистического соответствия архитектуры и дополняющего ее монументального искусства стала проблемой для руководства Союза художников, хранящего верность методу социалистического реализма. На совещании с архитекторами в 1960 году Сергей Герасимов заявил: «Мы видим часто, что те течения, которые считаем вредными и с которыми боремся, находят очень благоприятный прием в архитектуре. Нам даже кажется, что некоторые крупные молодые, талантливые художники под этим влиянием делают вещи, за которые мы обязаны их критиковать, ругать, а иногда просто протестовать». Однако протесты заглохли после того, как Никита Хрущев горячо одобрил открывшееся в 1962 году здание московского Дворца пионеров, где ярко проявил себя новый подход к монументальному искусству.
С тех пор и до конца советской эпохи настенные росписи и мозаики, служившие, по идее, пропагандистским целям, были той сферой, где были допустимыми смелые художественные поиски.
Лекцию прочтет Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века.
Место проведения: галерея «На Шаболовке», Серпуховский вал, д. 24, к. 2.
Событийная программа выставки «Здесь и сейчас» включает международную конференцию по паблик-арту в городской среде «Искусство в городе», более 20 лекций и дискуссий с ведущими экспертами, исследователями и кураторами в области паблик-арта, городской среды и архитектуры, а также встречи с художниками-участниками проекта.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.